Артикуляционная гимнастика


ребенок с зубной щеткой, малыш

Часто дефекты произношения возникают из-за ненатренированности мышц артикуляционного аппарата. Мышцы бывают или расслаблены или, наоборот, находятся в тонусе.
Все знают о пользе зарядки и физических упражнений для организма, в тренировке нуждается и артикуляционный аппарат — губы, язык, щёки. 

Перед постановкой любого звука логопед обязательно подготавливает мышцы артикуляционного аппарата такой гимнастикой. Упражнения бывают общие, которые встречаются в любом комплексе, а также индивидуальные, которые необходимы для конкретного звука.

Заниматься нужно в день минут по 15 в светлом помещении перед зеркалом (это важно). Ребенок должен визуально контролировать, правильно ли он выполняет упражнения. Выполнять упражнения нужно медленно. Считая до 5-7 раз, время выполнения упражнений должно постепенно увеличиваться. Заниматься лучше всего пусть понемногу, но каждый день. 
Начальный комплекс упражнений (общий):

Упражнений для губ:

Заборчик.  Широко-широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Трубочка. Вытянуть губы трубочкой (произносить длительно звук [У] без участия голоса).

Чередовать заборчик и трубочку (по 5-7 раз то и другое).

Ворота открываются. Сделать упражнение заборчик и приоткрыть зубы на 1 см, удерживать это положение 5-7 секунд.

Упражнений для щёк:

Толстячок. Надуть обе щеки одновременно. Затем перегонять воздух из одной щеки в другую.

Худышка. Втянуть щёки.

Упражнения для языка:

Лопатка. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (5-10 секунд).
Если язычку сложно расслабиться, его нужно похлопать его верхней губой и произнести: «пя-пя-пя».

Качели. Попытаться достать языком до носа и до подбородка (по 5-7 раз вверх и вниз).



Часики. Тянуться языком по очереди к правому и левому уху (по 5-7 раз в обе стороны).

Лошадка. Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю нёба и оторвать, широко раскрыв рот.


Чистим зубки. Нужно «почистить» зубы языком с внешней и внутренней стороны. Почистить верхние зубы, а затем нижние.

Прежде чем предлагать выполнить упражнения своим деткам, потренируйтесь перед зеркалом. Удачи!

 

Учитель-логопед Светлана Варюхова

Специально для «Марты»